Этот справочник наиболее точно описывает существующие сейчас стили музыки.
Тут немного похвастаюсь и скажу что осилил его полностью
•Acid House
Соединение танцевальной музыки (или попсы) с идеологией хиппи в середине 80-х годов получило название эйсид-хауз. Распространение стиль получил главным образом в Великобритании, где группы хауз-рока (такие как Housemartins и Style Council) пытались внести в свои композиции элемент некоей артистической "неорганизованности" и художественного беспорядка - по подходу это напоминало усилия групп из американского андеграунда 60-х годов. (По аналогии, существуют такие поджанры, как "эйсид-джаз", "эйсид-фанк" и "эйсид-соул", однако все они настолько узкие и малопредставительные, что как правило в отдельные стили не выделяются).
•Acid Rock
Acid Rock, стиль, получивший свое максимальное развитие в рамках контркультуры хиппи в середине 60-х годов в США, в частности в Сан-Франциско. "Кислотой" в те годы называли галюциногенный наркотик ЛСД, а к музыке этот термин, как нельзя более удачно подошел, так как и исполнители, и аудитория часто общались друг с другом как бы через аналогичное состояние наркотического опьянения. Считается, что социальным подтекстом эйсид-рока был протест против ценностей общества, как такового, и его устоявшихся культурных ценностей. Типичными представителями эйсид-рока считаются ранние Grateful Dead и Jefferson Airplane.
•Alternative
Альтернатива, термин, употребляемый для обозначения конгломерата различных стилей, появившихся во второй половине 1980-х годов и включающих в себя, в частности, гранж, индастриэл, брит-поп, сайкобилли, а также различного рода стилевые синтезы: рэп- и фанк-метал, ска-панк, джангл-поп и другие. До успеха Nirvana большинство так называемой альтернативной музыки издавалось на независимых фирмах грамзаписи, однако в 1990-е годы значительная часть этой музыки влилась в рок-мейнстрим полностью или частично. В России альтернативная музыка в основном развивалась с середины 1990-х годов на клубной сцене. Большое значение имели фестивали, организованные А.Ф.Скляром, "Учитесь плавать"(начиная с 1995 года), которые дали возможность многим московским и питерским группам выступать на больших площадках, появляться в теле- и радиоэфирах, а также записывать пластинки. Среди российских исполнителей, использующих элементы языка т.н. альтернативной музыки, I.F.K., Total, Zdobsizdub, Дельфин и другие.
•Ambient
Амбиентная (или эмбиентная) музыка была изобретена на рубеже 60-70-х годов первыми электронными экмпериментаторами Tangerine Dream, Kraftwerk и т.п. Являясь чисто "фоновой" музыкой, амбиент более годится для саундтреков к кинофильмам или наркотическим бредням, нежели для удовлетворения традиционных музыкальных потребностей. В последние годы амбиент нашел свою нишу и в металлической сцене, как правило в суровых антимузыкальных изысках самых чокнутых блэк-металлистов, старающихся богатым языком гудения, скрипа и шипения передать угрюмую бескрайность вечной мерзлоты или трагическое одиночество путника, выпавшего из туристического автобуса на полпути в Ад.
•Angry Metal
Angry Metal, особый стиль, включающий в себя Thrash и Hardcore. Характеризуется особой жёсткостью и скоростью. Главные представители – Pantera, Machine Head.
•AOR
AOR - упрощенный и облегчённый вариант хард-н-хэви, сочетающий в себе легко запоминающиеся мелодии, длительность, не превышающую радио-формат, хорошо поставленный вокал и виртуозное владение музыкальными инструментами. Название расшифровывается как Adult Oriented Rock (рок, ориентированный на взрослых). Корни этого направления затеряны во мгле веков, но известно, что таятся они где-то в области арт и джаз-рока, т.е. на прямо противоположном музыкальном полюсе. Не смотря на то, что АОР является самым легковесным и доступным для широких слоёв населения направлением тяжёлой музыки, стиль этот уже давно потерял свою популярность.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Journey, Vixen, Baton Rouge, Europe ("Final Countdown"), White Lion, FireHouse, Warrant, Bon Jovi (ранний период творчества)
•Art-Rock
Совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки (классической и современной как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов), и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Сложился в Великобритании во второй половине 1960-х годов. В зависимости от применяемого инструментария и аранжировочных приемов арт-рок может быть условно разделён на симфорок ( в случае, когда речь идёт о включении в музыку оркестровых эпизодов ), техно-рок ( если акцент делается на технической сложности материала ), барокко-рок ( мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием имитации звучания барочных инструментов ) и другие. В ряде стран и регионов арт-рок часто отождествляют с понятиями прогрессив-рок и психоделик-рок, но они являются скорее культурологическими, а не музыкальными. Существует и определённая классификация направлений и субнаправлений внутри самого арт-рока, так сказать, его видовая структура. Данная схема в целом такова:
Концептуальные группы, электронно-психоделический с псевдосимфоническим звучанием.
Группы, близкие к джаз-року и фьюжн, с минимальным вокалом и большим процентом инструментальных импровизаций.
Группы, ориентированные на исполнение классики или создающие свою музыку в духе классики; подходят под термин "classic rock".
Группы и авторы электронно-авангардного стиля с элементами атонализма, минимализма, с применением новейших технологий своего времени.
Группы, которые могут быть причислены сразу к нескольким из вышеперечисленных категорий.
Одно из основных отличий арт-рока от других стилей современной музыки заключается в его саунде, в особом инструментальном багаже арт-роковых коллективов. Электрогитара осталась одним из основных инструментов, но значительно изменилась её роль, её место в общем ансамбле. Из доминирующего инструмента она превратилась в равноправного участника. Количество гитарных партий уменьшилось, зато улучшилось их качество. Часто идущая в унисон с басом, синтезатором или группой духовых инструментов, гитара удачно подчеркивала и дорисовывала определённые моменты музыкальной композиции. Кроме того, заметно изменился её звук. Эксперименты арт-роковых гитаристов привели к тому, что этот инструмент мог звучать как любой другой (поздний King Krimson). Была развита электронная секция, представленная в основном синтезаторами. Именно арт-рок стал огромным полигоном для испытания новейших технологий музыки своего времени. В конце 1960-х стали появляться невиданные до тех пор модели электронных клавишных инструментов, которые арт-рокеры, тяготевшие к расширению звучания, к его симфонизации, сразу взяли на вооружение. Синтезатор Муг составил славу группы "Yes", электроорган - группы Procol Harum, а меллотрон - всего арт-рока (меллотрон - особый музыкальный клавишный аппарат, изобретённый в 1946 году, построенный по принципу проигрывателя различных звуков с множества магнитных плёнок, приводимых в действие фортепианной клавиатурой (каждая клавиша - звук определённой высоты, плёнки легко менялись). Одно время в музыкальных кругах в ходу был даже такой термин, как меллотрон-рок, но он так и не прижился. Наконец, стали употребляться духовые инструменты: трубы, гобои, саксофоны. Группа Van Der Graaf Generator не вообразима без агрессивного саксофона Дэвида Джексона, зачастую ведущего мелодическую линию вместе с синтезатором и гитарой и усиливающего его воздействие на слушателя. Менее значительное, но немаловажное место духовые занимали в творчестве других арт-роковых групп: King Krimson, Genesis, Gong. Арт-роковые музыканты создали немало талантливых произведений, вошедших в золотой фонд современной музыки и ставших её классикой. Важным отличием этих композиций от других музыкальных стилей явилось то, что они практически всегда выходили за рамки основной коммерческой единицы тех времён - сингла-сорокопятки, зажимающей любое музыкальное произведение в рамки 3.5 минут.
•Baroque rock
Барокко-рок, разновидность арт-рока, использующая в мелодической основе элементы музыки Ренессанса, барочный инструментарий и аранжировку (Дэйви Грэм, Рой Харпер и Steeleye Span). В отечественных условиях часто приближается к традициям фолк-барокко (Аквариум, Тамбурин и их последователи)
•Beat music
Бит-музыка, термин, относящийся к раннему британскому року(первая половина 1960-х годов). Распространился в странах Восточной Европы и СССР в 1960-х - начале 1970-х для определения молодёжной песенно-танцевальной музыки, близкой к року.
•Big beat
Облегченная форма бит-рока, исполняемая преимущественно в инструментальном ключе и рассчитанная на танцевальную аудиторию. Самыми известными считаются английский коллектив Shadows.
•Black Metal
Cтилевое направлении в хэви-метал, представляющее собой чрезвычайно жёсткий хард-рок с блюзовой основой. Характерным для этого стиля является творчество ранних Black Sabbath.В дальнейшем блэк-метал получил своё развитие в музыке таких коллективов, как Venom, Danzig, Merciful Fate, King Diamond, Kreator, Samael и других. Первооснователями стиля Black metal считаются группы Venom и Bathory. В Black Metal’е неотъемлемой частью является злые тона, и скрипучий вокал (Quorthon, Bathory могли и не быть создателями этого вокального стиля, но как только Вы услышите их, большинство black metal’ических вокалистов будут казаться очень похожими на них). Более ранние группы сосредоточились на минимальной инструментовке, как например Darkthrone или ранний Mayhem, а так же поздний Immortals, в то время как другие группы представляют более, симфонический, клавишный стиль (Emperor, Cradle Of Filth, Dimmu Borgir) и небольшое количество групп мигрировали к эклектичному, авангардистскому направлению (Arcturus, новый Mayhem). Норвегия продолжает быть лидером экспорта black’a, хотя другие страны внесли лепту в этот стиль.
•Blues
В основе практически любой композиции рок-музыки (кроме европейского рока и авангарда) лежит видоизмененный, трансформированный до неузнаваемости, но все же блюз, рожденный чернокожими жителями Америки в середине позапрошлого века. Так называемый "городской" блюз сложился в конце 19-начале 20 вв.: « Это жизнеутверждающая музыка, рожденная из душевной боли" - такое определение дает рок-энциклопедия американского журнала " Rolling Stone".Однако когда речь идет о блюзе в рок-музыке, в первую очередь имеется в виду так называемый гитарный блюз, у истоков которого стояли Би Би Кинг и Ти-Боун Уокер: они первыми выделили соло-гитару, привнеся в рок-музыку виртуозную джазовую технику. Вслед за Кингом и Уокером блюз взяли на вооружение такие английские группы, как Yardbirds, The Rolling Stones, Blues Breakers Джона Мейола, американские Canned Heat, Santana Band и многие другие. Блюз, как средство музыкального мышления, способствовал техническому росту гитаристов, и практически все известные сегодня "короли" этого инструмента, начиная с Джимми Хендрикса и Эрика Клептона и кончая Эдди Ван Халеном и Гари Муром, в той или иной степени посвятили себя блюзу.
•Blues Rock
Часто блюз воспринимается в музыкальной среде как примитивная форма джаза, стиля, который развивался практически параллельно. Однако само понятие блюза своими корнями уходит в конец 19-го века, и оно нераздельно связано с культурой негров юга США. Довоенный акустический блюз являлся составной частью негритянского фольклора, поэтому отношение к нему белого населения было весьма нехорошим. К концу сороковых годов прошлого столетия в блюзе окончательно обосновалась электрогитара. Трудно сказать, что подтолкнуло многих блюзменов перейти с привычной акустической гитары на электрическую, но блюз с тех пор очень сильно изменился. Чаще всего с электрическим блюзом связывают имена Мадди Уотерса, Би Би Кинга, Ти-Бона Уолкера и Альберта Коллинза. Каждый из этих музыкантов (и еще множества неупомянутых) были олицетворением своего времени. Своей музыкой они не делали карьеру, не сколачивали себе состояние - они просто жили блюзом. Все эти музыканты достигли небывалого уровня мастерства в электрическом блюзе, и зачастую их музыка напрямую граничит с роком, поэтому многие рок-музыканты называют их своими вдохновителями. Но, несмотря на все это, отношение к блюзу со стороны большинства белых американцев изменилось в лучшую сторону лишь в шестидесятых годах прошлого столетия, что связано в основном с возникновением блюз-рока. История блюз-рока берет свое начало в конце пятидесятых годов, и длится по сей день. Первыми скрещивать блюз с роком начали, как ни странно, не американцы, а англичане. Английская музыкальная сцена 50-х годов представляла собой довольно жалкое зрелище. Было два своеобразных лагеря - традиционный джаз и только еще зарождавшийся рок-н-ролл. Так же четко происходило деление категорий слушателей - взрослые англичане с одной стороны и молодежь, жадно слушавшая американское радио и внимавшая совершенно новой и восхитительной музыке, - с другой. В 1958 году Алексис Корнер образовал легендарную группу "Blues Incorporated". Достаточно назвать имена, прошедшие школу BI, и становится совершенно очевидно, откуда берут свои корни десятки групп 60-х годов – Грэм Бонд, Чарли Уоттс, Джек Брюс, Джинджер Бейкер и прочие. Почти каждый из них, покинув ряды группы, создавал свой ансамбль и приступал к распространению блюза. Трудно переоценить влияние "Blues Incorporated" на развитие всего блюз-рока 60-х годов, но их вскоре начали смещать с позиции лидеров жанра. Причем на главные роли стали выходить музыканты, которых Алексис Корнер сам недавно "вывел в люди”. Именно они, "Rolling Stones", "Yardbirds" и "Animals", стали успешно продвигать блюз-рок в массы. Очень сильные ритм-энд-блюзовые альбомы в 1965-м и 1966-м годах выпустила группа "Graham Bond Organization". Среди "ветеранов” британского блюза также нельзя не отметить "Bluesbreakers" Джона Майалла. Эта группа одной из первых начала писать собственные блюзовые песни, причем довольно неплохие. Пик популярности "Bluesbreakers" пришелся на 1966 год, когда вышел их альбом "Bluesbreakers with Eric Clapton". Он попал на 6-е место в британском хит-параде, свидетельствуя о том, что британский блюз стал достаточно популярен среди молодежи. Сам Эрик Клэптон уже успел уйти из "Bluesbreakers", не дождавшись выхода этой великолепной пластинки. За год до этого, в 1965-ом, Эрик покинул "Yardbirds", будучи недовольным направлением, выбранным группой ("Yardbirds" в самом деле к тому времени постепенно начали отходить от ритм-энд-блюза). Но теперь Клэптон решил организовать традиционное блюзовое трио в чикагском стиле. Как ни странно, из этой затеи ничего не вышло, а мечты о лидерстве в группе испарились после первой же репетиции группы. Так появилась одна из самых лучших (если не самая лучшая) прогрессивных блюз-рок групп CREAM. Несмотря на постоянные творческие разногласия, Джек Брюс, Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер создавали великолепную музыку. На первом альбоме, "Fresh Cream" (1966), они подарили нам великолепный тяжелый блюз, который сразу же взяли на вооружение множество разных групп. Однако мало кто знает, что своими длительными импровизациями, "Cream" фактически изобрели хард-рок. Уже на следующей их пластинке, "Disraeli Gears" (1967), в музыке "Cream" появилась психоделия: таким образом, с каждой новой работой возрастал их уровень мастерства, это и позволило назвать стиль группы прогрессивным блюзом. Несмотря на то, что "Cream" существовали всего два с половиной года, они успели выпустить четыре превосходных альбома, ничем не уступающих друг другу. Влияние "Cream" на многих других исполнителей действительно огромно. В это же время были образованы великолепные группы "Fleetwood Mac" и "Ten Years After", они вплотную приблизили блюз к хард-року и добились огромного коммерческого успеха. Их альбомы и синглы неизменно попадали в хит-парады. Так, с 1967-го года по 1969-й происходило становление и расцвет главных команд БББ (Британского Блюзового Бума). Мода на блюз стала столь всепоглощающей, что многие изначально психоделик-роковые составы стали вводить в большей или меньшей степени элементы жанра в свою музыку. Наиболее удачными представителями можно назвать "Jimi Hendrix Experience", "Grateful Dead", "Canned Heat", "Doors", "Steppenwolf", "Blue Cheer". Даже "Rolling Stones", которые благодаря альбомам середины 1960-х, казалось, открещивались от блюзовых корней как только могли, записали в 1968-м свой сильнейший и самый блюзовый альбом "Beggar's Banquet". В конце 60-х были все предпосылки для развития и успеха жанра. Вспомнить и перечислить ВСЕХ исполнителей конца 60-х годов, так или иначе связанных с блюзом, просто невозможно. В середине 70-х годов году произошло сразу несколько событий, определивших развитие блюз-рока на годы вперед. Распались "Ten Years After". Ансамбль "Fleetwood Mac" с 75 года окончательно перешли к исполнению поп-рока. И хотя выбранное направление принесло им всемирный успех, которого они не видели даже в конце 60-х, вряд ли для любителя блюза это могло быть утешением. Приблизительно с той же проблемой столкнулись и Climax Blues Band. Но справедливости ради необходимо отметить, что лишь в середине 70-х CBB добились всемирного успеха. В конце 70-х годов лишь два имени по-прежнему были на устах у слушателей - Джон Майалл и Рори Галлахер. Новый Блюзовый Бум, на этот раз американский, ознаменовало печальное событие - трагическая гибель в вертолетной аварии великолепного блюзового гитариста Стива Рэя Воэна. Новая блюзовая волна захватила даже музыкантов, изначально не имеющих к жанру никакого отношения. Джон Майалл, Рори Галлахер (вплоть до своей смерти в 1995 году), YARDBIRDS и Питер Грин - все они вернулись на сцену с потрясающими концертами, альбомами на уровне своих лучших творений 60-х годов. Восьмидесятые-девяностые годы ознаменованы возвращением интереса к коренным блюзменам, таким как Би Би Кинг, Мадди Уотерс, Бадди Гай, Джон Ли Хукер. Сотрудничество Мадди Уотерса с Джонни Уинтером принесло первому Grammy. Великолепный альбом записали "Canned Heat" совместно с Джоном Ли Хукером. Эрик Клэптон и Би Би Кинг выпустили отличный альбом, тоже принесший им премию Grammy.
•Boogie Woogie
Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки. Стиль буги-вуги сложился приблизительно к концу 19 века на Среднем Западе. Классические его образцы относятся к 1920-м годам. В начале 1930-х годов стиль буги-вуги вошел в исполнительскую практику больших свинговых оркестров (биг-бэндов) и малых ансамблей (комбо). В дальнейшем он подвергся коммерциализации, отчасти утратив свой первоначальный облик. В 1936 начался период возрождения его традиционных форм. Характерные черты фортепианного буги-вуги: импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанемента, преобладание непрерывного ритмического движения.
•Brit Pop
Брит-поп – самый мощный ретро-стиль 90-х. Подобно британскому пауэр-попу и отчасти американскому джэнгл-попу 80-х, брит-поп воссоздавал музыкально-стилевые, саундовые и имиджевые модели мерси-бита (в особенности, ранних THE BEATLES), соединяя их, естественно, с новейшими средствами выразительности. Брит-поп зародился в русле инди-рока как ответ на неистовую депрессивность американского гранджа и синтетический, галюциногенный дух рэйва. Очаровательные мелодии, простые и ясные гармонии, «ламповый» гитарный саунд, «старомодные» органчики, струнные, «баховские» трубы, особым образом обработанный вокал и «находки» с прокручиваемой задом-наперед плёнкой – все это в изобилии использовалось брит-попперами. Одними из первых героев брит-попа стали SUEDE. Но главный успех выпал на долю BLUR и OASIS, за ними последовали PULP, THE VERVE, BECK и др. Очень быстро стиль стал супермодным, откровенно коммерческим явлением. Брит-поп начал свое победное шествие по всему миру, породив такие презабавные явления, как американский (A.J. CROCE) и русский («Мультфильмы») брит-поп. Некоторые группы использовали элементы брит-попа, работая в русле электроники, как представители манчестерской волны CHEMICAL BROTHERS, сумевшие сочетать наивный и светлый дух «ушедших эпох» с наисовременнейшими средствами звукосинтеза. В конце 90-х начала наблюдаться всемирная усталость от брит-попа, и его волна, как казалось, стала сходить на нет. Однако новые и новые релизы подтверждают, что дух брит-попа неугасим. Самые известные представители: THE BEATLES, THE KINKS, THE ROLLING STONES, THE WHO.
•Brutal
Жестокий, зверский, ужасный. В качестве музыкального термина так же носит значение "тяжелый", "безумный". Слово применяется для того, чтобы как можно сильнее выразить экстремальность и бесчеловечность музыки. Обычно применяется в описании творчества дэт-металлических, блэк-металлических и грайндкоровых команд.
•Christian Metal
Christian Metal команды определены стилем, основанным на их лирической позиции. Есть три основных направления этого стиля - Christian thrash (Tourniquet, Living Sacrifice), Christian doom (Paramaecium) и Christian progressive (Vini Domine). Некоторые команды навязчиво проповедовали христианство и были очень неприятны на восприятие, некоторые же были намного более тонкими в этом подходе. Stryper, была первая группа, которая получила признание (хотя только то, что они были все-таки metal группой, с ними часто спорили и осуждали), а затем группы, типа Barren Cross , Bloodgood и другие начали приходить, доказывая, что реальная металлическая и духовная лирика могут действительно сосуществовать.
•Classical Doom Metal
Classic Doom Metal, единственный неагрессивный, небpyтальный, небыстрый стиль металлической мyзыки. Это медленная, депpессивная, мpачная мyзыка, котоpая называется металлом пожалyй лишь из-за некотоpой заложенной тяжести. Пеpвопpоходцами чистого дyма считаются такие банды как Candlemass и St.Vitus, а вдохновителями - Black Sabbath и Celtic Frost. Однако в чистом виде этy мyзыкy сейчас пpактически никто не игpает, в отличие от Death-Doom'a.
•Classical Metal
Классический металл, стиль, который базируется на европейской музыке средних веков - как церковной, так и светской. Строго говоря, металлисты вообще всегда любили классику, уже в самых ранних записях Deep Purple - Лорд (бывший церковный органист) применял полученные навыки, а уж цитату из Бетховена в соло из легендарной песни "Metal Heart" группы Accept не слыхал только глухой.
•Country
Развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Сложилась в начале 20 века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских иммигрантов. Первоначально бытовала главным образом в сельской местности под названием «фолк-мьюзик» (folk musik, сокращенно folk). После Первой мировой войны получила широкое распространение благодаря грамзаписи и радио, к 1940-м годам постепенно коммерциализировалась. Вместе с ковбойскими песнями Запада — «вестернами» — приобрела популярность в городской среде под названием «кантри-энд-вестерн» (country and western, сокращенно С & W). В некоторых своих разновидностях — например, в музыке «блюграсс» (bluegrass) — обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой популярной музыки.
•Country and Western
Country and Western, собирательное название коммерциализированных форм американской сельской музыки (кантри). Стилевая основа баллады английских, шотландских и ирландских переселенцев. Разновидности кантри-энд-вестерн хиллбилли (наиболее ранняя форма, получила распространение с 20-х годов ХХ века), блюграсс (характерна для южных штатов США), каджун, рокабилли. Для кантри-энд-вестерн в целом типичны простота мелодических и гармонических структур, инструментальный саунд, в котором большую роль играют банджо, скрипка, акустические гитары, губная гармоника. Тексты в кантри-энд-вестерн преимущественно лирического, шуточного или патриотического содержания. В современных формах кантри-энд-вестерн интенсивно ассимилируются элементы современной рок-музыки и ритм-энд-блюза.
•Country Rock
Развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Обычно это были ковбойские баллады с обязательной скрипкой и банджо. Кантри проникло в рок в начале 60-х. Пример успешного использования – Creedence Clearwater Revival, Eagles.
•Crooning
Крунинг, мягкая интимная манера исполнения, появившаяся в 30-х годах ХХ века (Бинг Кросби, Фрэнк Синатра).
•Dark Metal
Dark metal, стиль, производный от слияния black и doom metal.Самые известные группы данного направления: Katatonia, Alastis, Bethlehem, Rotting Christ, Samael.
•Dark Wave
Стиль появился достаточно давно, в середине 80-тых, и корни его нужно искать в стилях new romantic, new wave и частично среди групп-основателей industrial, в частности, в творчестве Depeche Mode, Gary Numan, Cabaret Voltaire, Wolgang Press, Human League. В основном, так называемой new wave. В творчестве этих групп время от времени проскакивали достаточно "мрачные", печальные мелодии. Со временем выделился блок групп, создающих исключительно холодную (cold wave) или темную электронику (dark wave). В основном, это были немецкие группы, поэтому со временим стали употреблять термин "немецкая школа dark wave", которая породила таких монстров жанра, как Deine Lakaien, Diary of Dreams, Girls Under Glass, а далее Wumpscut и остальных. В целом, кроме перечисленных коллективов, можно назвать такке много других мировых групп, которые принимали участие в формировании стиля - Love is colder then death, In My Rosary, Ikon, Razed in Black, B-TON-K, etc. Основными лейблами-оплотами, выпускающими dark wave/cold wave стали "Dark Star" и "Strange Ways".
•Death-Black Metal
Это жуткий компот из дэта и блэка. Иногда команды, играющие в этом стиле, привлекают в свою музыку элементы из такого отличного от дэта стиля, как Power Metal. В целом дэт-блэк металл группы очень различны между собой. Но все они содержат элементы Black'a и Death'a. Примеры: At The Gates, Dark Tranqullity, Necrophobic, Hipocrisy, Marduk (некоторое). В данном направлении можно выделить также следующее течение - Melodic Death-Black Metal, характеризующееся мелодичностью и высоким уровнем исполнения.Примером является группа In Flames.
•Brutal Death-Black Metal
Как и следует из названия, это всего лишь более ужесточённая разновидность Death-Black Metal'a. Наиболее яркий пример - последние работы величайшей группы Behemoth ("Satanica" и "Thelema. 6")
•Death-Industrial Metal
Музыка данного стиля характеризуется более мощным и резким, чем в Dark Ambient, звучанием, в большинстве своем с использованием большого числа дисторшированного вокала. Ярчайший представитель - шведский проект Brighter Death Now. В какой-то мере к death industrial можно отнести и музыку другого шведского проекта, MZ.412. Однако тут существует некоторое смещение в сторону black metal, что очень чувствуется в одной из самых известных их работ под названием "The Burning Temple of God". Из отечественных проектов хотелось бы отметить украинский проект First Human Ferro.
•Death Metal
Дет-метал, одна из разновидностей хэви-метала, логическое продолжение блэка и трэша. Отличается от последнего ещё более тяжёлым перегруженным звуком, увеличением роли ритм-секции, меньшим количеством мелодичных рифов, низким, «гроульным», часто почти неразборчивый вокалом, а также абсолютной концентрации текстов песен на темах смерти, насилия, боли и страданий. Зародившись в конце 80-х годов, дет стал альтернативой поп-хэви-металу а-ля Poison и мегазвёздам с мультимиллионными тиражами (Metallica, Guns 'n Roses). Дет-группы привлекали на свою сторону наиболее радикальную часть фанатов металла, по крайней мере, до появления альтернативного хэви-метала. Родоначальниками дет-метала считаются группы Venom и Mayhem. Восхождение дета началось из Флориды (Death, Morbid Angel, Deicide, Obituary), а затем и из Швеции (At The Gates, Entombed). Сейчас «дет» остается доминирующей формой экстремального металла. Наиболее яркие представители данного стиля Cannibal Corpse, Paradise Lost, Death, Entombed, Benetiction, Dark Tranquillity.
•Doom
Doom может быть описан единственным словом - медленный. Тяжелые, ультра тяжелые рифы и (обычно) мелодичный вокал доминируют в стиле. Как ни странно, Black Sabbath, не являются родоначальниками doom’а, но их ранние работы, сконцентрированы на медленных рифах, и таким образом – повлияли на появление этого стиля. Candlemass заслуживает упоминания, чтобы омолодить стиль, а их первые четыре альбома считаются классикой этого стиля.
•Doom-death
Ответвление дума, doom-death комбинирует медленный темп дума с низким, гроульным вокалом дет-метала. Три британских группы, Paradise Lost, My Dying Bride, и Anathema, вообще расцениваются как новаторы в этом направлении, хотя из этих трех, только My Dying Bride все еще играет в стиле doom-death.
•Dream-Pop
Дрим-поп (Dream-pop) - одна из "медитативно-сонористических" разновидностей "новой волны". Дрим-поп зародился в начале 80-х на основе британской электронной психоделики Pink Floyd, эмбиента Брайана Ино, "звуковых пейзажей" Роберта Фриппа, изысканий немецкого краут-рока. Хронологически и стилистически дрим-поп оказался близок dark punk и "готике", однако он отличался от последних большей "легкостью" мироощущения. Дрим-поп создавал атмосферу некой загадочности, манящей и приятной тайны, как бы идущей "из глубины времен". Представители этого направления большое внимание удаляли аранжировкам, широко применяя акустические, симфонические, "хоровые", а также абсолютно фантазийные синтезаторные тембры (в описании к современным синтезаторам их обычно обозначают терминами pads и agogo), использовали элементы художественного языка "классики" (в том числе музыки средневековья и Возрождения) и фолка. Кроме того, не чуждались они "заходов" и в поп-музыку (в области мелодики, ритмики и др.). Воздушная, льющаяся, "атмосферная" гитарно-электронная материя, объемный саунд с обилием разбросанных по стереопанораме перкуссий, почти оперный, с характерным вибрато женский вокал (часто "размноженный" в полифоническое многоголосие) явились визитной карточкой лидеров дрим-попа - изысканных шотландцев Cocteau Twins. Идеи дрим-попа использовали в своем творчестве Dead Can Dance, My Bloody Valentine, певица Кейт Буш и др. Их соратниками и последователями во второй половине 80-х - начале 90-х стали This Mortal Coil, Bel Canto, Lush, Red House Painters, Laika, The Sundays и др. Во второй половине 80-х на основе дрим-попа выросло такое направление, как шугейзинг (shoegazing), характеризовавшееся более насыщенным гитарно-синтезаторным звучанием и мрачноватым духом (пионерами этого движения считаются те же My Bloody Valentine). С другой стороны, изыскания дрим-попа оказались близки релаксационной музыке нью-эйдж, а также некоторым направлениям хауса (дрим-хаус, трип-хоп и др.). Многие команды дрим-попа (а также "готики" и шугейзинга) базировались на независимой фирме 4AD, взрастившей целую плеяду оригинальных артистов.
Представители данного стиля: Heidi Berry, Boo Radleys , Bowery Electric, Cocteau Twins , Damon & Naomi, Dead Can Dance , Flaming Lips, Galaxie 500, Lisa Germano , His Name Is Alive, Lush, Mazzy Star , Medicine, Mercury Rev , Mojave 3, Moose , My Bloody Valentine, Pale Saints , Red House Painters, Rex , Ride, Spiritualized , This Mortal Coil, Verve.
•Electro Gothic
Этот странный термин можно внести в классификацию по причине его частого употребления различными музыкальными критиками. Интересно, что есть две точки зрения на этот термин - первая это то, что electro goth есть ни что иное, как gothic rock / dark wave (dark electro) crossover. В таком случае, к группам, которые играют в данном стиле, можно причислить London After Midnight, Diorama, Behind The Scenes, Cruxshadows. Есть также критики, употребляющие термин goth electro вместо dark electro (вторая точка зрения), а иногда и как сокращение от обобщающего термина gothic electronics, что вносит еще большую путаницу.
•Electro Pop Rock
То же, что и "поп-рок", только в инструментарии группы или исполнителя отсутствуют "живые" инструменты, партии которых заменяет синтезатор звука. Типичные представители: Erasure, Pet Shop Boys.
•Ethno Gothic
Творчество ethno gothic групп базируется на собранной этнической информации о какой либо мировой культуре. Собственно, к нему и можно отнести DEAD CAN DANCE (хотя группа в своем творчестве активно использует элементы как folk так medieval gothic), CLANNAD, еtс. С большой натяжкой можно отнести также коллективы "на грани" с поп-музыкой -раннее творчество ENYA. Есть также факт того, что ethno-готикой также многие называют коллективы, перешедшие грань с поп-музыкой - ENIGMA, поздняя ENYA, ERA, GREGORIANS и им подобные (хотя, скорее, эти группы всего-лишь несут элементы готики в своем творчестве).
•Folk Metal
Уже по названию стиля понятно, эти группы используют народные мотивы в своей музыке. Они часто используют народные инструменты, а так же скрипки и флейты. Skyclad, возможно, не были первыми, и они не совсем фолк метал группа, но они возможно были одной из первых групп, которые популяризировала это направление.
•Folk-rock
Фолк-рок, формы рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на фолк-стилизациях. На Западе фолк-рок огромный пласт рок-культуры, имеющий собственную аудиторию, специализированные фирмы грамзаписи, огромные тиражи пластинок и постоянно растущий ареал распространения за счет взаимопроникновения фольклорных традиций разных стран, что получило название уорлд-мюзик (от англ. world всемирный). Наиболее яркие представители данного стиля Боб Дилан, BYRDS, Джоан Баэз, BUFFALO SPRINGFIELD, Донован, FAIRPORT CONVENTION, CSN&Y, Джон Денвер. В отечественной практике первые попытки синтеза фольклора и рок-формул были предприняты рядом ВИА в конце 60-х начале 70-х годов (ПЕСНЯРЫ , АРИЭЛЬ ). Несмотря на ряд интересных и действительно творческих работ, отечественный фолк-рок быстро выродился в конъюнктурно-спекулятивный и безадресный китч, во многом дискредитировавший всю идею. Позже предпринимались отдельные попытки восстановить отношения фолка и рока (сюита Александра Градского Русские Песни, работы туркменской группы ГЮНЕШ, фольклорные эпизоды ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ С. Курехина и т. п.), однако, единого фолк-рок-движения у нас в стране нет.
•Funk
Фанк, в поп музыке одна из форм ритм-энд-блюза. Термин родился в джазе 1950-х годов, где означал не столько стиль игры, сколько определённое психическое состояние. Позже с названием фанк стали ассоциировать определённые ритмические структуры, в конце 1960-х годов перекочевавшие в арсенал ряда исполнителей соул, в частности Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона, создавших своего рода экспериментальную фанк-школу своими группами Parlament/Fancadeic. Для фанка характерны видвинутая на первый план ритм-секция, остро синкопированная партия бас-гитары, остинатные риффы в качестве мелодико-тематической основы композиции, электронный саунд, взвинченный экстатический вокал, быстрый темп музыки. В 1980-е годы фанк разделился на ряд более специальных направлений: от ортодоксального следования канонической манере Брауна до вполне коммерческой рок-музыки, в которой технические приемы фанка лишь придают своеобразие традиционному песенному материалу. В отечественной практике групп, играющих чистый фанк, не наблюдается, однако многие исполнители берут на вооружение те или иные его элементы (например, технику слэпа - особой игры на бас гитаре), как это имеет место в случае ленинградских Бриллиантов от Неккермана.
•Fusion
Фьюжн, современное стилевое направление, возникшее в 1970-е годы на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
•Gabber
Gabber, наиболее жёсткая разновидность хардкора. Характеризуется наиболее быстрым темпом (до 400 ударов в минуту). Впервые появился в Нидерландах в 1989 году.
•Garage Rock
Если в Англии первым массовым рок-стилем стал мерси-бит, то в США - гаражный рок. Несколько школьников, обожающих THE ROLLING STONES и THE KINKS, собирались в гараже и пытались подражать своим кумирам, не умея при этом ни играть, ни петь. Получалась громкая, грязная и примитивная рок-музыка, очень похожая на панк. Гаражный рок дал всего одну легендарную группу - THE STOOGES, но оказал огромное влияние на развитие американской музыкальной сцены в 70-х годах.
•Glam Metal
Глэм-метал (glam-metal) - одна из разновидностей металла, представляющая его поп-ориентированное крыло. Появление глэм-метала относится к первой половине 80-х. Его представители отталкивались от творчества хард-глэмовых исполнителей 70-х типа SLADE, KISS, AEROSMITH, хард-рок-н-ролла AC/DC и SAXON, софт-метала SCORPIONS, поп-харда FOREIGNER. Для глэм-металлистов первостепенное значение имел имидж, который синтезировал "костюмные" традиции глэма 70-х, романтические образы "новой волны" и типично "металлическую" атрибутику. Глэмеров можно опознать по облегающим все "достоинства" кожаным одеяниям, многочисленным блестящим украшениям, пышным "гривам" (за которые глэм-метал иногда еще называют hair-metal), яркому мэйкапу. Главным орудием глэм-метала стал старый добрый рок-н-ролл, который был несколько ускорен, утяжелен и зазвучал еще более хулигански-вызывающе, хотя и в рамках "диапазона приемлемости". Помимо рок-н-ролла, глэмеры нещадно эксплуатировали возможности поп-баллады. Украшением глэма стали мелодичные линии вокала (характерны несколько экзальтированные тенора), стройные хоровые бэк-партии и хорошо выверенные гитарные соло (нередко в терцию); его саунд имел определенную блесткость, так соответствующую имиджу исполнителей. Для глэм-метала абсолютно не были характерны темы агрессии, зла, насилия (столь типичные для развивавшегося параллельно в то же время трэш-метала) - напротив, он воспевал "вечные ценности" - любовь (и собственно девочек), автомобили, деньги, мужскую "крутизну". Основную аудиторию глэм-метала составляли тинейджеры. Зачинательницей "классического" глэм-метала может считаться нью-йоркская TWISTED SISTER, начавшая выступать еще в 70-е годы, хотя первый ее альбом вышел в 1982-м (лидер коллектива Ди Снайдер также хорошо известен как автор книги - "курса выживания для подростков"). Группа QUIET RIOT тоже получила известность еще в конце 70-х (с кавер-версией хита SLADE). Эти команды стали первыми металлистами, вошедшими в поп-чарты. Однако звездный час глэм-метала наступил, когда сцену оккупировали более молодые MOTLEY CRUE, RATT, DOKKEN, POISON, и др. Почувствовав вкус коммерческого успеха и славы, к глэму повернули DEF LEPPARD и WHITESNAKE. Взошли на глэм-метал-сцену и "женщины с гитарами" - RUNAWAYS, GIRLSCHOOL, Лита Форд. Стиль приобрел чрезвычайную популярность, вызвавшую к жизни сонмы коллективов второго и третьего плана, привлек внимание MTV и радиостанций. На волне этой популярности, с одной стороны, делались попытки избавиться от "карнавального" имиджа, приблизиться к насущным проблемам современности, зазвучать острее и экзальтированнее (GUNS'N'ROSES и последовавшие за ней FASTER PUSSYCAT, L.A. GUNS), с другой - наблюдалась тенденция ко все большему облегчению и смягчению саунда, усилению признаков балладности (BON JOVI, MR. BIG, BAD ENGLISH, SKID ROW, шведская EUROPE), что привело к окончательному выхолащиванию "металлической" сущности и фактическому переходу стиля в сферу поп-музыки. На рубеже 80-90-х глэм-метал и его нисходящие были потеснены "альтернативой", хотя на ретро-волне середины 90-х интерес к ним восстановился.
Ключевые артисты и фигуры:
MOTLEY CRUE "Too Fast For Love" (1982)
TWISTED SISTER "You Can't Stop Rock'n'Roll" (1983)
DEF LEPPARD "Pyromania" (1983)
RATT "Out Of The Cellar" (1984)
GUNS'N'ROSES "Appetite For Destruction" (1987)
•Glam rock
Чуть более интеллектуальная, нежели глиттер-рок, и гораздо менее ортодоксальная в выборе изобразительных средств форма коммерческой музыки 1970-х годов. Именно глэм-рок ввёл в употребление экзотерический макияж, мужскую бижутерию, эллектрическую костюмерию, позднее в куда более массовых масштабах использованную неоромантической ветвью новой волны. В музыкальном отношении глэм-рок был ещё менее однороден, совмещая рок-н-ролл, хард- и арт-рок, откровенную эстраду и традиции довоенного английского кабарэ. Наиболее характерные представители данного стиля: Дэвид Боуи, T.Rex, Japan, Kiss, Alice Cooper, Mott the Hoople, Roxy Music, Cinderella. На отечественной сцене глэм-рок практически не прижился, хотя его элементы наблюдаются в сценической экиперовке филармонических групп.
•Glitter rock
Глиттер-рок, разновидность рока, возник в начале 1970-х годов как очевидная антитеза сложности и серьёзности арт-рока. Был представлен именами Гэри Глиттера. Элвина Стардаста и The Glitter Band и других исполнителей, оттеснённых из европейских клубов мерси-битом и двумя блюзовыми волнами. Характеризовался ориентацией на прямолинейный рок-н-ролл в его классических формах и эффектным внешним видом исполнителей. Сошёл на нет к середине 1970-х годов, хотя его элементы продолжают привлекать внимание музыкантов и доныне. Почти образцовым примером глиттер-рока может служить харьковская группа КПП.
•Goth Metal
Группы гот-метала происходят от более ранних рок-групп, типа Sisters Of Mercy, а также Type O Negative одной из самых известных таких групп. По некоторым причинам Финны предрасположены к этому стилю, основная масса групп из этой страны.
•Gothic-Folk Metal
Появился в середине 90-х в Германии вместе с появлением групп Corvus Corax и In Extremo. Gothic folk metal - разновидность готик-метала с элементами medieval и folk (в основном шотландские волынки). Музыка gothic metal / medieval: в большинстве случаев, готик-метал, разбавленный фолковыми инструментами и/или электроникой. В основном, вокалист поет речитативом или вся группа поет хором. Тексты навеяны средневековьем и его атмосферой. В музыке присутсвует некоторое количество электроники (Tanzwut) или же отсутсвует вокал (Corvus Corax), или есть добавки классических инструментов (Letzte Instanz). Родоначальниками стиля можно считать In Extremo.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы:
In Extremo "Verehrt und angespien" (1999),
Tanzwut "Tanzwut" (1999),
Tanzwut "Labyrinth der Sinne" (2000),
Subway to Sally "Herzblut" (2001),
Corvus Corax "Tempi Antikii" (1999),
Letzte Instanz "Das Spiel" (1999)
•Gothic-Industrial
Как стиль gothic industrial появился с легкой руки музыкальныз критиков для описания творчества американских групп Sunshine Blind и Collide в 1995-1996 гг. С моей точки зрения, родоначальниками стиля являются Curve с альбомами "Fait Accompli", "Cockoo", etc, так как они были первыми, кому удалось успешно сочетать агрессию cold/dark электроники и тяжелые "индустриальные" гитары с "ангельским" женским вокалом. В связи с тем, что у всех перечисленных групп вокал женский, сформировалось клише, что готик-индастриал - это индастриал с женским вокалом. В принципе, это так, но нужно учесть, что в музыка группа должна нести еще и соответсвующую атмосферу. Классической работой в жанре готик-индастриал можно считать альбом "Liqud" (1996) группы Sunshine Blind. Группой, которая сама позиционирет себя как gothic industrial и хорошо раскручивающей стиль, являются известные немецкие музыкальные инноваторы Das Ich. Представители: Sunshine Blind, Curve, Collide, The Missing
•Gothic-Love Metal
Стиль появился в 1996 г. вместе с альбомом "Greatest Lovesongs Volume 666" финской готик-группы HIM (His Infernal Majesty). Gothic love metal - это разновидность готик-метала, акцентирующая внимание на темах смерти и любви. В музыке присутсвует некоторая доля поп-музыки. Вокал - всегда чистый и протяжный. Группы в основном из скандинавских стран. Родоначальник стиля - финская группа HIM. В одном из интервью с Villo Vallo (HIM) отметил, что "сам стиль, gothic love metal, это та музыка, которую готы слушают, когда любят".
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы:
HIM "Razorblade Romance" (2000),
Alice 2 "Brave New World" (2001),
To/Die/For "Epilogue" (2001),
Entwine "Gone" (2001)
•Gothic Metal
Готический металл (готический рок), направление в роке, окрашенное мрачной интонацией, которую нередко подчеркивает имидж исполнителя (бескровное бледное лицо, резко подведенные глаза, аскетическая одежда в черных тонах); не имея ярко выраженных стилевых черт, этот стиль может включать легкие гармонии диско и новой волны, приобретает более сдержанное смягченное звучание. Впервые появился в твочестве таких групп, как Joy Division, Cure, Siouxsie and the Banshees, Bauhaus. В 1980-х годах элементы готического рока стали включать в свои произведения исполнители арт- и симфо-рока и мейнстрима. Среди современных представителей готического рока Christian Death, Dead Can Dance. Готические группы имеют тенденцию писать песни с не большим вкраплением оркестрового звучания. Часто вокальный стиль таких групп - детовский "скрим" с хорами или с так называемой "красотой и животным" стилем (мужской дет вокал, соединенный с ангельским женским голосом), примером является группа Lacrimosa. Огромное количество групп, в которых женский вокал ведущий (за исключением редких женских дет вокалисток, типа Анжелы Госсоу из Arch Enemy и Карины Крайзис из Crisis), обычно считают готическими. Theater Of Thragedy, в их ранние годы, был главным примером этого стиля (хотя они в данный момент очень изменились). Группы типа Tristania и The Gathering, тоже за время своего существования выпустили несколько альбомов в этом стиле. Но наиболее ярчайший пример готик-метала немецкий In Extremo.
•Grindcore
Grindcore команды обычно сосредотачиваются на очень коротких песнях, каждая из которых, представляет из себя взрыв взбешенного шума. Но все же часто присутствует мелодика. Грайндкор является ответвлением или подстилем дет-метала. Ранние альбомы Napalm Death считают классикой.
•Grunge
Стиль, появившийся в начале 1990-х в результате соединения элементов панк-рока и хэви-метала. Наиболее яркий представитель гранжа - группа Nirvana, однако значительная часть характерных для гранжа признаков очевидна в музыке её предшественников Soundgarden, Green River и Mud Honey. Гранж оказался одним из самых влиятельных компонентов альтернативной рок-музыки 1990-х, который обеспечил её коммерческий успех и сделал частью современной популярной музыки (Pearl Jam, Alice in Chains, Foo Fighters). Среди представителей т.н. пост-гранжа Limp Bizkit, Offspring, Creed и другие.
•Happy hardcore
Хэппи хардкор, танцевальная разновидность хардкора, в которой жесткий бит смягчен более камерным звучанием синтезаторов. Для этого стиля характерны более попсовые мелодии. Типичные представители SCOOTER, CHARLIE LOWNOISE AND MENTHAL THEO.
•Hard Blues
Это довольно условный термин, описывающий особенности стилистики того или иного произведения рока. Жесткое, мелодически "тонированное" произведение, основанное на солирующей гитаре, как правило называют хард-блюзом. Хотя любой блюз, сыгранный в агрессивной атакующей манере, уже можно назвать хард-блюзом. Как таковой, хард-блюз часто встречается в композициях групп хард-рока, однако назвать группу или музыканта, который играл бы исключительно хард-блюз, затруднительно. Наиболее заметен хард-блюз в произведениях Гэри Мура, а также позднего Бадди Гая.
•Hard Rock
Первоначально энергичный и жёсткий рок-н-ролл ранних рокеров, особенно в сравнении со сладким звучанием поп-звёзд начала 1960-х годов. В эпоху мэрси-бита, блюз-бума, психоделии на всём протяжении 1960-х годов хард-рок пребывал в опале, но всегда находил свою аудиторию. В конце 60-х годов его агрессивное и динамичное звучание, усиленное звуком клавишных (ранее хард-рок обходился гитарами) и слегка облагороженное использование элементов арт-рока и блюзовых ритмомелодических формул стало вновь актуально и популярно. Смыкаясь на одном фланге с арт-роком, а на другом с бескомпромиссными приверженцами традиционного буги, хард-рок успешно пережил 1970-е годы, хотя в конце десятилетия на время потерял публику, но 3 года спустя возродился в составе движения хард-энд-хэви. Основные представители данного направления: Deep Purple, Led Zeppelin, Iron Butterfly, Black Sabbath, Uriah Heep, Grand Funk Railroad, Free и другие. Вообще, различие между "хард-роком" и "хэви-метал" - прекрасный повод, чтобы обсудить и поспорить. На слух хард-рок, кажется, более мелодичным подходящим для радио, в то время как хэви-метал является более зловещим, более грубым на звук. Не буду приводить примеры групп, так как постоянный споры по поводу принадлежности группы к томи или иному стилю, усложняют ситуацию.
•Hard and Heavy
Бытующее в прессе название всей тяжёлой музыки. Как правило, относится к группам, играющим коммерческую тяжёлую музыку (хэар-метал, мелодик-метал, поп-метал)
•Hardcore
Хардкор, музыкальное направление, существующее сразу в нескольких стилях современной музыки. Везде, где оно встречается, оно носит характер наиболее радикального и бескомпромиссного ответвление того или иного стиля. В частности, различают:
Хардкор как одну из разновидностей техно, музыкальный субстиль, характеризующийся агрессивным звучанием, очень быстрым темпом (от 170 до 400 ударов в минуту), прямым битом (иногда с синкопированными сбивками), обилием индустриальных звуков, скрежечущих синтезаторных тем. Имеет несколько разновидностей: габбер, хэппи хардкор и другие.
Хардкор как быстрый и более жёсткий по звучанию (приближенному к трэшу) в сравнении с классическими образцами панк-рока. Как самостоятельный стиль сформировался в конце 1980-х годов в США (преимущественно Нью-Йорк). Изобретателями хардкора считаются нью-йоркские группы Misfits, Black Flag и Minor Threat. В начале 1990-х на основе хардкора появилось несколько подстилей, как-то: гринд-кор, стрит-кор, нойз-кор, арт-кор, в большинстве вариантов отличающихся от оригинала лишь звучанием, и только в последнем случае, представляющем смешение стилей.
Хардкор как наиболее крайнее течение в рэп-музыке, характеризующееся прежде всего настроениями конфронтации, агрессии и насилия (проявляемыми прежде всего в текстах уголовной и полууголовной тематики), тяжелым драйвовым битом (зачастую с применением гитарных риффов из арсенала панк-хардкора). Наиболее часто ассоциируется с так называемым гангста-рэпом. Появился на восточном побережье США в конце 1980-х годов. Наиболее яркие представители этого направления в рэпе: Geto Boys, Grave Diggaz, Ice Cube, Notorious BIG и другие.
•Heavy
Хэви, вторая блюзовая волна конца 60-х годов 20 века. Группы CREAM, JEFF BECK GROUP, LED ZEPPELIN, FLEELWOOD MAC) и близкие к ним психоделические группы (типа BLUES MAGOOS) взяли на вооружение и довели до абсолюта прием создания ощущения тяжести у слушателя, изобретенный десятью годами раньше блюзменами Чикаго. Позже использовался как синоним для описания музыки групп, игравших тяжелый ритм-энд-блюз и как антитеза хард-року для указания на блюзовую основу исполнявшегося номера. К понятию хэви-метал прямого отношения не имеет.
•Heavy Metal
Наряду с новой волной хэви-метал наиболее популярное и наиболее коммерциализированное направление в роке 1980-х годов ХХ века. Хотя сам термин хэви-метал ( позаимствованный из книги Уильяма Берроуза"Обнажённый завтрак") используется с начала 1970-х годов, современная школа стиля имеет слабое отношение к эстетике хэви и хард-рока 70-х годов. Нынешний хэви-метал возник в начале 80-х годов как реакция на непрофессионализм и коммерческую несостоятельность панк-рока, хотя его адепты, объединённые прессой под именем новая волна британского хэви-метала прошли в большинстве своём школу панк-рока и заимствовали у него темы и некоторые исполнительские приемы. Позже стилевое сходство сблизило их с исполнителями хард-рока, сохранившими верность своей музыке с 70-х годов. Совокупность всей тяжёлой музыки получила в прессе название хард-энд-хэви. Наиболее коммерчески успешная форма хард-энд-хэви - так называемый гармонический или гармонический металл - едва ли имеет отношение к року: это слегка утяжелённая( часто за счёт внешних атрибутов )поп-музыка. Внутри ортодоксального металла также имеется ряд течений, отличающихся набором стилевых приёмов, внешними атрибутами или тематикой (трэш, спид, блэк-метал и т.п.). Наиболее характерные представители хэви-метал: Judas Priest, AC/DC, Iron Maiden, Accept, Dio, Def Leppard, Alice in Chains, King Diamond, Helloween, Оззи Осборн и другие.
•Independent rock
Индепендент-рок, понятие, относящиеся к исполнителям, не имеющим контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипах. К стилю понятие Independent не имеет отношения, поэтому в списках инди-чартов прекрасно уживаются конформные Depeche Mode или Кайли Миноуг с радикалами типа Butthole Surfers и металлический Kreator с романтическими Pixies. В России, где контрактная система в сфере грамзаписи (как, впрочем, и сама сфера) практически не развита, понятие Independent лишено содержания. Как правило, это определение относится к группам, в своем творчестве следующим тем или иным представителям западной инди-сцены
•Industrial Metal
Индустриальная музыка, изначально представляла собой, музыку созданную с помощью синтезированных инструментов. Индустриальный металл берет эту идею за основу, добавляя гитары, внешние звуковые эффекты, и (часто) обрабатываемый вокал. Ministry - признанные пионере в этом стиле. А одни из их учеников, Skrew, также заслуживает упоминания, так как они сильно повлияли на многие группы в этом стиле. В данный момент не превзойденными лидерами стиля являться Nine Inch Nails и Marilyn Manson.
•Indy Rock
С середины 80-х развитие направлений, родившихся в русле панка и пост-панка, вступило в фазу "альтернативы" (alternative, alternative rock, alternative pop/rock). Сам термин "альтернатива", как и "новая волна", имеет значение не столько стилевое, сколько общекультурологическое: так называют группы, стремящиеся продемонстрировать свои некоммерческие (и даже антикоммерческие) идеалы и противопоставить себя мейнстриму (то есть блюзу, хард-року, "ортодоксальному" металлу, AOR'у, поп-музыке и т.д.). Очень важным пунктом в идеологической программе "альтернативы" является протест, направленный на весь мир вообще, на общество обывателей, в частности, а также и на своего "внутреннего врага". Впрочем, никаких конкретных мер по изменению этих "источников зла" музыканты "альтернативы", как правило, не предлагают - протест нередко переходит в депрессию. Подобно героям панка, альтернативщики 80-х подписывали контракты в основном с так называемыми independent - "независимыми" (частными, небольшими) лэйблами и выступали против рекламы и массированных кампаний по "раскрутке" их продукции, ориентировались на довольно узкую "свою" аудиторию и т.д. (поэтому иногда в качестве синонима "альтернативы" используют термин "инди-рок"). Впрочем, уже в случае с SEX PISTOLS, приткнувшихся-таки на Virgin, было ясно, что использования коммерческих рычагов формирования потребительского интереса "независимым" не избежать. Когда в 1991 году на грандж-группу NIRVANA снизошел ошеломляющий коммерческий успех, она получила "горячую ротацию" на крупных теле- и радиоканалах, верхние строчки хит-парадов, миллионные тиражи и огромные прибыли, идея "альтернативы" как таковая умерла. По этой очевидной для всех причине историю данного движения делят на две волны: 1985-1991 - "до", 1991 - 200… - "после". Сегодня понятия "индепендент" и "альтернатива" стали весьма условными. Очень многие независимые лэйблы поглощены мэйджор-компаниями; альтернативщики преспокойно вписались в мейнстрим и заполняют собой коммерческие чарты. Конечно, есть и такие, которые по-прежнему предпочитают слыть "независимыми", не желают жертвовать творческой свободой и возможностью экспериментировать, объединяясь под знаменем "инди-рока". Стоит, впрочем, отметить, что сегодня слово "индепендент" приобрело в какой-то мере пренебрежительный оттенок и часто употребляется в значении "никому не нужный", не сумевший и не достойный войти в "истэблишмент". "Альтернатива" объединяет очень много направлений, центральное место среди которых занимают явления, отталкивающиеся от панка - хардкор (ставший непосредственной основой ее становления), индастриал, грандж, различные разновидности "альтернативного металла" и др. Но в рамках движения появлялись и другие течения, тяготевшие к фолк-, поп-, фанк-, бит-стилистике, отличавшиеся большей мелодичностью, "артизированностью" саунда. Неоднократно проходили ривайвлы различных ретро-направлений (50-х, 60-х, 70-х годов) - таковы джангл-поп, пауэр-поп, брит-поп, ска-панк, поп-панк и др. Это было вполне естественным следствием ограниченности словаря "альтернативы", желанием музыкантов сказать что-то необычное, расширить свой художественный багаж. Зародившись как альтернативные, сегодня многие из этих течений, как уже говорилось, коммерциализировались и стали частью мейнстрима.
Ключевые артисты и альбомы:
RED HOT CHILI PEPPERS "Freaky Styley" (1985)
BAD BRAINS "I Against I" (1986)
NINE INCH NAILS "Pretty Hate Machine" (1989)
NIRVANA "Nevermind" (1991)
ROLLINS BAND "The End Of Silence" (1992)